2016-11-01 О порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры
Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры регулируется Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации» и «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры и разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации.
Письменное обращение должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
В случае необходимости в подтверждение доводов заявителей прилагаются к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме.
В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
При изложении сути обращения, необходимо указать какие права и свободы гражданина нарушены, когда, где, при каких обстоятельствах произошло событие, обжаловались ранее, если да, то кому, куда, какой ответ получен, какие точно вопросы нуждаются в проверке. Кроме того рекомендуется приобщать имеющиеся по этим вопросам документы или их копии, а также полученные ответы на аналогичные обращения из других органов.
Обращение пишется на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона.
Обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, может быть оставлено без рассмотрения.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается, и оно не подлежит направлению в иные государственные органы. Заявителю, если его фамилия и адрес поддаются прочтению, сообщается об этом, обращение возвращается и разъясняется право повторного обращения по данному вопросу.
Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.
Без разрешения может быть оставлено обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.
Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
По результатам рассмотрения обращения может быть:
-удовлетворено, т.е. приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов граждан или отменено решение нижестоящего прокурора;
-отклонено, т.е. изложенные требования признаны необоснованными;
-разъяснено, т.е. разъяснены вопросы правового характера по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств;
-перенаправлено, если прокуратура при рассмотрении обращения посчитает, что оно может быть разрешено другими органами и учреждениями, то она должна направить его по принадлежности. При этом гражданина должны уведомить об этом в письменном виде и разъяснить, куда следует обратиться.
В случае проведения дополнительной проверки и в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных или иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем не более чем на 30 дней.
Кроме этого следует помнить, что жалобы о совершении судьей дисциплинарного проступка подаются в квалификационную коллегию судей Республики Крым.
Также хотелось бы обратить внимание на несколько аспектов, которые необходимо принимать во внимание при обращении в прокуратуру по факту ненадлежащего рассмотрения обращения заявителей.
Во-первых – подавать свои обращения необходимо в тот орган прокуратуры, который непосредственно осуществляет надзор за учреждением или организацией, которой по мнению заявителя нарушены его права.
Во-вторых, в своей жалобе необходимо указывать, в какой орган, когда и по какому вопросу ранее обращались, а также в чем непосредственно заключается нарушение закона – ответ заявителю не предоставлен, предоставлен несвоевременно, либо заявитель не согласны с принятым по сути обращения решением.
Прокурор района
старший советник юстиции А.А. Ярош