2016-11-01 Отдельные вопросы разрешения обращений в сфере противодействия коррупции
Противодействие коррупции представляет из себя систему мер, направленных на реализацию целей и задач, определенных антикоррупционным законодательством, и их практическое применение в деятельности соответствующих субъектов. Только системный подход к вопросам противодействия коррупции, включающий в себя широкий круг мероприятий, начиная от профилактики коррупционных правонарушений и заканчивая привлечением к уголовной ответственности лиц, совершивших уголовно-наказуемые коррупционные деяния, может дать ожидаемый положительный результат.
Из изложенного следует, что четкое определение компетенции каждого субъекта в сфере противодействия коррупции может значительно ускорить процесс выявления и пресечения коррупционных деяний, повысить эффективность деятельности по устранению вредных последствий, помочь восстановлению нарушенных прав и интересов граждан и государства.
В сложившейся на территории республики правоприменительной практике заявители, к сожалению, не всегда верно определяют компетенцию различных органов в сфере противодействия коррупции.
Так, в соответствии со ст. 144 УПК РФ полномочиями по проверке сообщений о совершенном или готовящемся преступлении (в том числе коррупционной направленности) и принятии по нему решение наделены дознаватели, органы дознания, следователи и руководители следственного органа.
С целью реализации данной нормы указанные субъекты наделены рядом полномочий, по итогам проверки принимают одно из решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ.
Работники прокуратура не имеют полномочий по принятию решений о совершенном либо готовящемся преступлении, а поэтому при поступлении соответствующих сообщений (наиболее часто это заявления о вымогательстве и получении взяток) направляют их в компетентные органы.
При этом перенаправление сообщения по принадлежности занимает определенный промежуток времени, которое, в случае подтверждения соответствующей информации для данного вида преступлений имеет первоочередное значение для изобличения фигуранта, может привести к невосполнимой утрате доказательств и уклонению виновного от ответственности.
Вот почему в случае наличия информации о готовящемся или совершаемом коррупционном преступлении гражданам необходимо напрямую обращаться к уполномоченным законом органам, поскольку подобные сведения могут являться, кроме как основанием для проведения процессуальной проверки, так и в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности.
Еще одной категорией обращений, которые вместо направления в компетентные органы не всегда обоснованно поступают в прокуратуру, являются обращения о представлении государственными гражданскими служащими республики недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
старший советник юстиции
А.А.Ярош